1 Октября 2007
В Москве пройдет Всемирный форум иностранных выпускников российских вузов
1-3 октября в Москве пройдет Всемирный форум иностранных выпускников российских вузов и соберет более 600 специалистов из 110 стран. Об этом сообщила пресс-служба Минобрнауки РФ.
Открытие форума пройдет в Колонном зале Дома Союзов. Круглые столы – в Российском университете дружбы народов, МГУ и Государственном институте русского языка им. А.С. Пушкина.
Участники форума обсудят такие темы, как «Подготовка национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях», «Академическое и профессиональное признание документов об образовании», «Предоставление гражданам и соотечественникам из государств- участников СНГ возможностей в получении образования на русском языке», «Русский язык в странах мира и потенциал его использования в глобальном образовательном пространстве».
«Форум, проходящий в Год русского языка под патронажем Администрации президента Российской Федерации В.В. Путина, является одним из важнейших мероприятий в комплексе мер по повышению престижа российского образования и России в целом» говорится в пресс-релизе Минобрнауки РФ.
Форум организуется Минобрнауки РФ при поддержке МИД РФ, Росзарубежцентра и МКС «Инкорвуз-XXI».
Качество высшего образования или что такое хороший вуз |
Думается, сегодня уже никого не надо убеждать в том, что качественное высшее образование – залог успешного, обеспеченного будущего. И дело не только в том, что на человека без диплома о высшем образовании косо смотрят работодатели и коллеги. “Корочка” – это еще не все. Просто человек, не получивший знаний, которые может дать только высшая школа, вряд ли может рассчитывать на успешную самореализацию. Он будет чувствовать себя не таким успешным, не таким уверенным в своих силах, как другие. Он, скорее всего, не сделает карьеру. Ему будет все время не хватать знаний и инструментов для обработки потоков информации (которой в мире становится все больше и больше). В общем, если вы не хотите чувствовать себя ущербным и рассчитываете стать настоящим профессионалом, высшее образование вам просто необходимо. Но тут возникает ряд важных вопросов. Какой вуз выбрать и как? По каким критериям можно оценить качество преподавания? Не совершишь ли серьезную ошибку, “купившись” только на громкое имя учебного заведения, которое в нынешних условиях не более чем пустой звук? За каким образованием – частным или государственным – будущее? Нужно ли платить за обучение? Каковы гарантии трудоустройства по специальности после обучения в вузе? И так далее. Вопросы эти непросты. Однако на них можно попытаться ответить, основываясь на результатах рейтинга вузов, опубликованных на данном сайте. А также можно ориентироваться на мнения студентов различных вузов, которые могут вполне объективно оценить свое учебное заведение, что называется, изнутри. На первый взгляд результаты рейтинга, опубликованные на сайте Всеведа, могут показаться неожиданными. Всевед и не претендует на абсолютную объективность. Она, пожалуй, и невозможна. Самое главное, что рейтинг основан на результатах анонимных опросов реальных студентов, обучающихся в реальных вузах, а также выпускников. Это не сухие “среднестатистические” данные, а состояние дел в высшей школе глазами тех, кто в ней обучается. Место вуза в рейтинге – это средневзвешенный балл, который выводится из оценок, “поставленных” студентами родному вузу. По мнению Всеведа, критерии, по которым оценивается вуз, являются решающими для определения качества обучения в том или ином образовательном учреждении. Это такие важные моменты, как:
Внимательно изучив рейтинг, составленный по методике Всеведа, можно сделать ряд интересных выводов. Во-первых, заметно, что большинство государственных вузов, считающихся безусловно “престижными”, пребывают отнюдь не на лидирующих позициях. Объяснений этому явлению можно привести несколько: коррумпированность и “блат” (от поступления в вуз до его окончания), устаревшие программы обучения, снижение уровня преподавания (как следствие текучести сильных преподавательских кадров), слабая материально-техническая база, отсутствие контроля за успеваемостью, невнимание к трудоустройству выпускников и т.д. Думается, в этой связи будет нелишним привести два мнения. Елена Б., выпускница Российского Государственного Медицинского Университета, находящегося в рейтинге примерно на 60 позиции из 135: “Я не являюсь чьей-то дочкой или племянницей, и я не из богатой семьи. Приехала в Москву из провинции и поступила в медицинский только благодаря своим знаниям. И мой случай – это исключение, а не правило. То, что у меня отсутствовали так называемые “связи”, мешало мне на протяжении всей учебы. Потому что ребят, которым действительно нравилось учиться, и которые делали это не ради “корочки”, по пальцам можно было пересчитать. Им-то (в том числе и мне) и приходилось сложнее всего. Если ты не “родственник”, или если у тебя нет денег, то “валить” на сессиях тебя будут нещадно. Но я ухитрилась окончить вуз и интернатуру. А что толку? Диплом у меня на руках, опыт работы есть. Но для того, чтобы устроиться на хорошую работу, знаний и диплома РГМУ, увы, недостаточно. Если бы вуз хоть как-то способствовал в трудоустройстве своим выпускникам… Но ничего подобного у нас не было”. И – мнение Антона С., студента факультета журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова, самого, пожалуй, известного российского университета (пребывающего, кстати сказать, лишь на 22 позиции): “Поступив на журфак, тем более, на бесплатное отделение, я был на седьмом небе от счастья. Но практически сразу обнаружил, что за фасадом престижности скрывается много недостатков. Не спорю, у нас достаточно сильный состав преподавателей. Но программы обучения, я думаю, во многом устарели. Почему будущим журналистам, которые обязаны быть широко образованными людьми, в таком усеченном объеме преподают историю? Почему на факультете такая дряхлая материальная база? А основные упреки у меня к преподаванию иностранных языков. Если ты к моменту поступления уже довольно хорошо знал язык, то тебе занятия на факультете не дадут ничего нового. А если ты мечтаешь изучить второй язык “с нуля”, или дотянуть английский до хорошего уровня, то ничего путного из этого не получится. Поэтому мне приходится заниматься на курсах дополнительно”. Второй вывод, который напрашивается после изучения рейтинга сам собой, это тот факт, что сейчас происходит мощный “подъем” негосударственных вузов. Подробнее об этих учебных заведениях мы расскажем в другой статье (ссылка). Но с достаточной долей уверенности можно сказать, что негосударственные вузы по множеству позиций уже обошли традиционные государственные. Большее внимание в них уделяется и современным подходам к обучению, и изучению иностранных языков, и новейшей материально-технической базе, и будущему трудоустройству выпускников. Традиции – это прекрасно. Но только когда они подкреплены свежими идеями и новыми методиками. Те государственные вузы, которые учли это обстоятельство, находятся в рейтинге Всеведа на лидирующих позициях. Те, что нет – увы… Выбирая для поступления тот или иной вуз, вы должны очень серьезно подойти к вопросу качества образования, которое вы получите. Можно основываться на методике и рейтинге Всеведа, можно поговорить со студентами и выпускниками приглянувшегося вам вуза, можно продумать свои критерии оценки. Но поступать в высшее учебное заведение только ради того, чтобы хоть куда-то поступить, мы вам однозначно не советуем. Вы только потеряете время, и, скорее всего, деньги. Ваше будущее зависит от того, какой шаг вы сделаете сегодня. |